Когда матери должны бить тревогу
Замечательный детский врач академик В. А. Таболин в своих монологах отметил много болевых точек в педиатрии.
В частности, он сказал, что сейчас в
Москве детей рождается вдвое меньше, чем 20-30 лет назад, а среди народившихся больше больных, чем здоровых.
Хочу уточнить эту грустную статистику. По данным моих коллег из Института педиатрии и моим (а я педиатр
с 50-летним стажем), детей с разными степенями нарушений теперь рождается не менее 90%!
Васса СТРАКОВСКАЯ, кандидат медицинских наук
Таболин обратил внимание на пришедших к нему на прием молодых родителей с ребенком, который психически
абсолютно здоров, "но в 2 года не может стоять, а спохватились родители только сейчас".
Причину академик видит в том, "что врач-акушер не заметил, что новорожденный не опирается
ножками, а малыш, появившись на свет, должен опираться". А я спрашиваю, почему ничего не
заметили участковый врач и медсестра, которые уже на 2-й день после выписки мамы с ребенком из
родильного дома посещают их на дому. В круг их обязанностей должна входить проверка состояния
врожденных рефлексов. Могла бы это сделать и элементарно просвещенная мать. Вовремя заметив
отсутствие опоры ног, вполне реально принять соответствующие меры, то есть помочь ребенку.
Причин для рождения хилого дитя много: вирусные заболевания матери и плода, алкоголизм родителей,
плохая экология и прочее. В одиночку медицина, тем более в нынешнем положении, не способна справиться
со всеми бедами. Вот почему сейчас особенно необходимо участие активных, просвещенных родителей.
Родители должны знать, что чувствительность и восприимчивость к внешнему воздействию будущего человека
начинается еще во чреве матери. Установлено, что уже в 7-14-недельном возрасте еще не родившийся ребенок
умеет не только слышать, но и эмоционально переживать ситуации. Он радуется и огорчается, получая информацию
извне, в первую очередь от матери.
Даже характер ребенка в значительной мере образуется внутриутробно. Об этом надо помнить во время беременности,
посвящая себя активному общению с ребенком. Надо ласково разговаривать с ним, напевая мелодичные песенки, слушать
приятную музыку. Почаще вслух искренне радоваться, наслаждаться природой, миром, рассказывать о них младенцу
и так содействовать формированию его характера.
Активная связь родителей с ребенком должна продолжаться и после его рождения. Но для гармоничного развития малыша
одного эмоционально-интеллектуального общения уже недостаточно. Общение необходимо дополнить физическим воспитанием,
лечебной физкультурой.
Ребенок с рождения должен иметь рефлекс опоры - стоять при легкой поддержке взрослого. Важен шаговый рефлекс
и множество других врожденных рефлексов. Использование их помогает воздействовать на те или иные ослабленные
участки мозга.
Профилактика физического и психического здоровья имеет большое значение для всех детей с самого начала жизни,
тем более для больных. Нам удавалось восстановить ослабленные или угасающие после болезни ребенка рефлексы и
даже рефлексы, не проявившиеся в первые 3 месяца после его рождения. Но сделать это возможно только с помощью
специально обученной нами матери.
Родители, заметив некоторые нарушения в состоянии ребенка, должны рассказать о своих наблюдениях врачу, который
может направить малыша к соответствующему специалисту.
Например, должно насторожить, что ребенок к
концу первого месяца не улыбается, несмотря на все старания окружающих вызвать такую улыбку. Или не захватывает
своими ручонками пальцы протянутых к нему рук.
Родители сами должны принять некоторые доврачебные меры. Я имею в виду упражнения, основанные на врожденных.
а позже - на условных рефлексах, а также различные приемы массажа.
Опытный массажист, конечно, может прекрасно помочь, но далеко не всем доступна столь дорогая услуга.
А бесплатный массаж в поликлинике - это долгие очереди и упущенное время. К тому же многие виды помощи
возможны только в домашних условиях. Ведь заниматься с ребенком надо ежедневно. Причем некоторые
упражнения и приемы массажа следует повторять трижды в день. Неудивительно, что активное включение
родителей в комплексное лечение дает обычно очень хороший результат.
Два года назад мизерным тиражом вышла моя книга: "Волшебные упражнения для младенцев". Это краткое
руководство для родителей детей первого года жизни, имеющих некоторые нарушения здоровья. В нем
изложены меры, которые должна предпринять мать для оздоровления ребенка, указано, как закалять ослабленного
малыша, даны схемы физических упражнений.
В мае прошлого года Координационный Совет программы "Расти здоровым, малыш!" при Комитете здравоохранения
Москвы решил утвердить это пособие "как материал, важный для молодых родителей, и предложить изыскать средства
для его тиражирования и распространения".
Но воз и ныне там. Хотя все знают, что больных новорожденных значительно больше, чем здоровых, что выходом
зачастую являются упражнения, основанные на безусловных рефлексах, которые матери должны использовать с
первых дней рождения малыша. Но кто научит их этому?
Источник: Вечерняя Москва (Москва). 2001 год.

