Загадки
Загадка - это иносказательное описание
какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса.
Загадки разнообразны по своему содержанию. Часто они носят описательный
характер, включающий главные качества предметов или действий:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
"Пейте чай, вода вскипела!"
(Чайник)
Загадка может выглядеть как вопрос:
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
(Сова)
Как правило, загадки оформляются в виде небольших стишков определенного ритма:
Ползет наоборот,
Задом наперед.
Все под водой
Хватает клешней.
(Рак)
В процессе обучения детей отгадыванию загадок необходимо учитывать ряд факторов:
а) доступность тематики и содержания загадок;
б) поэтапность работы.
Так, сначала необходимо провести предварительную беседу об изучаемом предмете, рассмотреть его, выделив характер- ные признаки. Далее читается загадка, при этом имитируются соответствующие действия:
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
Отчего беднягу бьют —
Оттого, что он надут.
(Мяч)
Чтобы помочь детям отгадать загадку, в качестве зрительной
опоры на столе раскладывают картинки, среди которых находится карточка-отгадка.
Любят дети стихотворные загадки с рифмованной отгадкой:
Встает на заре,
Поет во дворе.
На голове гребешок.
Кто же он?
(Петушок)
Так как дошкольники плохо понимают метафоричность выражений, ориентируются в основном на прямой смысл слов, полезно начинать обучать детей отгадывать загадки в процессе практических наблюдений за явлениями окружающей жизни.
Зимой лежал, а весной в речку побежал.
(Снег)
Нижеприведенные загадки взяты из сборника Соболева А.В. Загадки-смекалки.
Практическое пособие для логопедов, воспитателей и
родителей/Под ред. проф. Т.Б. Филичевой. - М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.
- 96с. (В помощь логопеду).
Крупно, дробно зачастило, И всю землю намочило.
Кто это такой садовник — Полил вишню и крыжовник, Полил сливу и цветы, Вымыл травы и цветы?
Шел долговяз, В сыру землю увяз.
Шел долговяз, В сыру землю увяз
Шумит он В поле и в саду, А в дом не попадет. И никуда я не пойду. Покуда он идет.
А как сумерки настали, нам по радио сказали, Что и завтра он придет, и польет нам огород.
Один льет, другой пьет, Третий — зеленеет и растет.
Конь бежит, Земля дрожит.
Сперва — блеск, За блеском — треск, За треском — плеск.
Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко, — Стало видно далеко!
Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днем, - Ищем, ищем, не найдем!
Бусы хрустальные по Траве рассыпаны.
Рассыпался горох На семьдесят дорог. Падает горошком, Скачет по дорожкам.
Без рук, без ног, Подокном стучится, В дом просится.
Кто зимой В трубе Гудит?
Летит, а не птица, Воет, а не зверь.
Тучи нагоняет, Воет, задувает. По свету рыщет, Поет да свищет.
Бежал по тропке луговой - Кивали маки головой, Бежал по речке голубой - И речка сделалась рябой.
Подходила, грохотала, Стрелы на землю метала. Нам казалось, шла с бедой. Оказалось — шла с водой. Подошла и пролилась, - Вдоволь пашня напилась.
Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже - Тем дождик ближе.
Летит черная птица, Одним крылом всю землю накрывает, Дождем посыпает.
Пробегает рощу - Моет и полощет, Пробежала вдоль лужка Искупала пастушка.
Летит огненная стрела, - Никто ее не поймает: Ни царь, ни царица, Ни красная девица.
Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно, скучно мне одной, А зовут меня... -
Шел я мимо, Видел чудо — Висит в небе Круглое блюдо.
Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка. Собаки на нее воют, — А достать не могут.
В голубой станице Девица круглолица. — Ночью ей не спится, — В зеркало глядится.
Разноцветное коромысло Над рекой повисло.
Поднялись ворота - Всему миру красота. Приказало солнце: "Стой, семицветный Мост крутой!" Тучка скрыла солнца свет. Рухнул мост - и щепок нет!

