На любой вопрос о детях
сайт kid.ru всегда ответит!
няня Агентство «MsPoppins»

Домашний персонал
www.mspoppins.com
тел: (495) 637-21-76

няня, домработница Домашний персонал

Агентство «Домашний круг»
www.familycircle.ru
тел: (495) 937-63-27

няня для ребенка Няня для ребенка

Агентство «Комфорт»
www.ka-comfort.ru
тел: (495) 741-69-34



Что умеет ребенок в 12 месяцев?


Календарь развития ребенка по месяцам

Двенадцатый месяц жизни ребенка
Ребенку 12 месяцев.
Что умеет ребенок в 12 месяцев?
Здоровье ребенка в 12 месяцев.
Кормление ребенка в 12 месяцев. Питание ребенка в 12 месяцев.
Питание ребенка на 12 месяце жизни
Годовалый ребенок.
Малышу 12 месяцев (1 год).

МЕСЯЦ ДВЕНАДЦАТЫЙ

Топ-топ - топает малыш
"Нельзя " и "надо"
Между младенчеством и детством


Вот мы и подошли к желанному рубежу - скоро малышу исполнится год. Какой огромный путь пройден, как много достигнуто! Утроилась первоначальная масса тела, на 25 см увеличился рост. Он встал на ноги, заговорил, то есть овладел двумя фундаментальными достижениями человека. На двенадцатом месяце главной линией его развития, его доминантой становится совершенствование ходьбы и речи.
Е.Н.БАЙБАРИНА, кандидат медицинских наук


Топ-топ - топает малыш

Оказывается, сделать первый шаг и научиться ходить - далеко не одно и то же! Навыки ходьбы приобретаются медленно, с усилием. Дети, рано начавшие ходить, иногда потом на неделю-две полностью прекращают такие попытки. Не торопите ребенка - он, видимо, сам чувствует, что еще не созрел для этого трудного дела.

Поначалу ходьба перемежается с более привычным и надежным способом передвижения - ползанием. Ползком можно быстрее добраться куда хочется, одолеть порог, ступеньку да и вообще "передохнуть".

Ползают дети по-разному, по-разному начинают и ходить. Это зависит не только от физического развития, но в большой мере от темперамента. Именно в темпах и манере ходьбы, в реакции на неудачи явственно сказывается характер ребенка.

Один охотно держится за руку взрослого, тянется к ней, предпочитает передвигаться вдоль стен, от опоры к опоре; сделав два-три шага, останавливается, долго остается боязливым и осторожным. Другой отказывается от протянутой руки, решительно отрывается от опоры и сразу устремляется вперед. Понаблюдайте-ка за своим малышом!

Чувство равновесия в эту пору еще развито недостаточно, падают все - и робкие, и отважные. Но решительный тут же деловито начинает вставать и отправляется дальше, будто ничего особенного и не случилось, а боязливый пугается, пускается в плач, ждет, чтобы его подняли.

Не бросайтесь сразу на помощь, попробуйте спокойно, ласково уговорить его подняться. Это полезно не только в целях воспитания: ребенок, вставая самостоятельно, проделывает в сущности упражнение, укрепляющее мышцы ног, рук, спины, тренирующее координацию движений, то есть тоже учится ходить!

И рост, и масса тела еще так невелики, что на ровном месте малыш падает без особых последствий. Но некоторые меры предосторожности принять все же надо. Чтобы он не мог ушибиться об отопительную батарею, острые мебельные углы, не прищемил дверью пальцы - лучше такие травмоопасные места огородить, например, стульями. Впрочем, импульсивный, решительный ребенок оттолкнет эту преграду, проползет под стулом, устремится вперед. Учтите все! Закрыта ли балконная дверь? Нет ли доступа в кладовку, ванную, где стоят химикаты? На кухню - с зажженной плитой, кипящим чайником, остывающей на столе кастрюлей с горячим молоком?.. Надежно ли убраны лекарства, не оставлены на тумбочках? Перевернуть флакончик, запихнуть несколько таблеток в рот - минутное дело. Напомним еще раз об особом интересе детей этого возраста к мелким предметам - гаечкам, винтикам, бусинам, скрепкам, пуговицам. Ничего такого не должно быть ни на полу, ни на доступной малышу высоте.

Начало ходьбы ставит перед вами важную проблему: ребенку нужна обувь, и не какая-нибудь, а подобранная внимательно, со знанием дела, не стесняющая нормальный рост стопы и способствующая ее правильному развитию и укреплению. Стопа у ребенка нежная, мягкая, с "подушечками", ее сухожилия и связки еще очень эластичны, податливы, свод не сформирован. А ведь сколько еще предстоит походить этим маленьким ножкам! Не будем же сразу угнетать их неудобной обувью, прежде всего подумаем о ее физиологичности, соответствии "интересам стопы", а потом уже о красоте.

Желательно, чтобы первой обувью ребенка были не туфельки, а ботиночки. В длину такой башмачок должен быть чуть-чуть больше стопы, чтобы большой палец не упирался в носок, а ширина - соответствовать стопе почти впритык. Изнутри - никаких швов, складок, никакого давления на пальцы! Подошва требуется не жесткая, но и не чересчур мягкая, каблучок обязателен.

Обувь нужна не на целый день - час-два ребенок может оставаться дома босиком или в тонких и тоже не тесных носочках, летом было бы полезно походить по траве, песку, мелкой гальке, а сейчас - по ворсистому ковру, паласу. Это и закаливающая процедура, и упражнение, укрепляющее стопу. Когда ребенок подрастет, вы сможете включать в его гимнастический комплекс и более эффективные упражнения. Например, после года - ходьбу по ребристой доске. Дело в том, что ребенок рождается с плоскостопием, и неправильная обувь, недостаток физической активности могут это закрепить. Пусть ходит, ползает, топает - и босиком, и в ботиночках!

"Нельзя " и "надо"

Овладение ходьбой и речью не всегда идет параллельно. Ребенку словно не хватает сил, чтобы одновременно преуспевать в двух таких сложных областях. У хорошего ходока нередко запаздывает слово, а быстро набирающий словарный запас отстает в ходьбе. Мальчики обычно начинают говорить позднее девочек. Но среди тех и других есть упорные молчуны, которые до полутора-двух лет говорят очень мало, и вдруг - лингвистический взрыв, обвал, фонтанирование слов.

В норме ребенок к году произносит 10 - 15 коротких слов, но понимает гораздо больше. Да и вообще он сейчас понимает и хочет больше, чем умеет. Такой разрыв порождает у некоторых детей повышенную капризность, боязливость, требование, чтобы мама была постоянно рядом. Проявите терпение, знайте: чем активнее ребенок начнет ходить, чем больше говорить, тем спокойнее будет становиться.

К нему уже можно и нужно обращаться с просьбами типа "Подыми платочек", "Принеси кубик", "Дай мне лялю", "Положи ложку", "Открой ротик".

С ним пора рассматривать детские книжки, рассказывать, что там нарисовано, спрашивать "Что это?", "Кто это?". Он умеет показать, где глаза, нос, уши у него самого, у мамы, у папы, способен к некоторым обобщениям - знает, что и живая кошка Мурка, и игрушечная, и нарисованная в книжке - это все "кис-кис". Узнает на фотографии хорошо знакомого человека и радостно смеется, сделав это открытие.

При одевании, раздевании, укладывании спать пытается быть не только объектом ваших действий, но и активно действовать сам. Это стремление надо поддерживать, направлять. Говорите ему: "Подыми ручки", "Повернись", "Давай натянем колготки". В процессе такого партнерства, сотрудничества со взрослым лучше всего и развивается речь.

Вы уже успели прочувствовать характер своего малыша - покладистый он, спокойный, ласковый или строптивый, своевольный, настойчивый. Во многом это объясняется врожденными свойствами, а они очень устойчивы. "Обломать", переделать, скажем, строптивого, импульсивного упрямца, вырастить его послушным тихоней невозможно - разве что ценой развития у него невроза. Да и вам бы это стоило немалых нервов. Так что не ставьте себе подобной задачи. Мудрость воспитания в другом: открыть, поддержать, развить в ребенке все хорошее и скорректировать, смягчить, приглушить все нежелательное.

Ребенок не так прост, как кажется. Иногда создается впечатление, что он уже и сам изучает вас, опробует разные модели поведения.

"На!" - протягивает он вам свой измусоленный сухарик и испытующе смотрит. Обязательно возьмите, скажите "Спасибо", похвалите за доброту. "Бах!" - с размаху бросает он на пол ложку и опять испытующе смотрит. Сделайте строгое лицо, покачайте сокрушенно головой, всячески покажите ему, что вы огорчены, недовольны.

Среди слов и понятий, которые ребенок должен усвоить, есть два ключевых, важнейших: это "нельзя" и "надо". На них, в сущности, зиждется нравственное воспитание человека, его будущие жизненные установки. А пока они оберегают безопасность малыша, помогают лучше ориентироваться в окружающем мире, который теперь, с началом ходьбы, становится для него все более открытым.

И педагоги, и врачи единодушно сходятся на том, что запретов не должно быть слишком много. Это не дает желаемых результатов, скорее - наоборот.

Во всем, что допустимо, - уступайте ребенку, то, чего действительно нельзя, - запрещайте твердо. Это правило надолго - на все детство. Но если старшему вы сможете объяснить, почему нельзя, малыша лучше переключить, отвлечь от запретного.

Приноровился он, например, сидя на руках у бабушки, сдирать с нее очки да еще бросать их.

"Нельзя!" - говорите вы ему. Не послушался? Можно просто спустить его на пол - это наказание. А вот другой вариант: попытаться переключить, перестроить озорной жест на ласковый. Потянулась рука к очковой оправе, перехватите ее, скажите: "Поправь у бабушки очки, поцелуй ее, погладь..."

Или добрался малыш до книжки и рвет ее. "Нельзя!" - строго говорите вы и забираете ее у него. А взамен приносите, к примеру, картинки на толстом картоне - их не порвешь, зато можно перебирать, рассматривать. Хорошо иметь на такие случаи в запасе несколько привлекательных для малыша вещиц, которые он редко видит, и показывать ему что-то неожиданное. На языке физиологии это называется "создать новый очаг возбуждения".

Или невзлюбил ребенок умываться, капризничает, вырывается. "Надо, надо", - ласково приговариваете вы, а сами делаете воду потеплее, осторожнее действуете руками. А умыв, причесав, подводите к зеркалу: "Посмотри, какой чистенький, красивый". В зеркало дети обычно смотрятся с большим интересом, хотя себя в этом возрасте еще не воспринимают, и этот интерес может смягчить, загладить впечатление от только что пережитых неприятностей. В общем, ваша тактика должна быть гибкой, вариантов компромисса много, главный же принцип: стараться, чтобы каждому "нельзя" противопоставлялось альтернативное "можно", а каждое "надо" осуществлялось наименее обременительным для ребенка образом.

Между младенчеством и детством

Двенадцатый месяц - последние четыре недели младенчества, с года начинается раннее детство. Может быть, у вашего малыша оно уже началось, а может, он еще немного дольше побудет младенцем. Ведь биологический возраст - определенный уровень зрелости организма - не всегда точно совпадает с возрастом хронологическим. Но при всех условиях пора понемногу готовиться к этой новой ступеньке роста.

На двенадцатом месяце более тонкими становятся вкусовые ощущения ребенка, он уже не опасается новых блюд и с любопытством заглядывает в тарелки взрослых: что там такое они едят? Как бы это попробовать?

Конечно, ему еще можно далеко не все, однако стол после года будет приближаться к общему. С этого возраста разрешается (если нет диатеза) не только желток, а целое яйцо; в меню завтраков присутствуют селедочный паштет, хлеб с маслом и тертым сыром, омлет, ленивые вареники со сметанным соусом; обед начинается с овощной закуски - тертой свеклы, моркови, помидорного салата, на второе - рыбные и мясные суфле; в полдник к молоку или кефиру - печенье, кукурузные хлопья.

Что-нибудь из этого уже можно попробовать и сейчас. Но основной режим питания, как и весь распорядок дня, остается прежним: четыре кормления, два дневных сна, две, а лучше - три прогулки. В холодные дни разумнее вместо двух прогулок, скажем, по два часа погулять по часу-полтора, но зато три раза. Впрочем, ребенок уже достаточно закален, чтобы гулять в любую погоду, была бы правильно подобрана одежда. Гигиенисты считают наиболее подходящей для зимы одежду в три слоя. Первый - домашнее платье, костюмчик, второй - шерстяная кофточка и рейтузы, третий - шубка, пальто, а в идеале - утепленный комбинезон. На голове - плотная шерстяная шапочка, на ногах - теплые сапожки. Сам ходить, без поддержки, ребенок еще не очень то умеет. Поводите его за ручку - попеременно то за правую, то за левую, помогите взобраться на маленькую горку, сойти с нее, покажите, как можно, держась за спинку санок, толкать их вперед. Некоторые дети способны прозаниматься так довольно долго - а лучшего упражнения и не надо!

Копать снег лопаткой, строить горку он еще не сможет, но с интересом будет наблюдать, как это делает мама. Хочется мамину горку растоптать? Пожалуйста! Возводить, разрушать возведенное, снова строить - это же любимое детское занятие, буквально потребность. Вы увидите это еще не раз, когда ребенок станет старше и будет самозабвенно играть с песком или снегом.

Дети любят проверять, "что получится, если...". Пусть пошагает по свежевыпавшему снежку, а потом разглядит свои следы. Может и мама пошагать рядом: вот какие у него следы маленькие, а у мамы - большие! А если потопать ножками (согреться!), будут они глубже? А может, стоит посмотреть, нет ли на снегу следов вороны, собаки?

Нарисуйте палочкой на снегу солнышко, домик, елочку. Скоро и у вас дома будет елка - его первая елка! Он подойдет к ней сам, рассмотрит игрушки, найдет под елкой свой первый подарок от Деда Мороза. Пусть на такой счастливой ноте и начнется его раннее детство, пусть будет оно счастливым!

Домашний персонал: